En

О музее

В старинном двухэтажном доме, в тихом московском переулке между старым и новым Арбатами вот уже более 90 лет находится Музей великого русского композитора эпохи Серебряного века, Александра Николаевича Скрябина — один из немногих в мире музеев, где удалось сохранить обстановку квартиры начала XX века.

content-gallerycontent-gallerycontent-gallerycontent-gallerycontent-gallerycontent-gallery

Первое упоминание об этой усадьбе относится к 1802 году. В 1812 году дом горел, позднее был восстановлен. В 1903 году особняк приобрел нынешний вид. Этот дом был одним из самых известных культурных центров Москвы того времени. Его хозяином был приват-доцент Московского университета, российский филолог-классик А.А. Грушка. Он жил в этом же особняке на первом этаже. Второй этаж сдавал в аренду.

С 1912 года квартиру на втором этаже арендовал А.Н. Скрябин. Он поселился там вместе со своей семьей (гражданской женой Т.Ф. Шлёцер, ее матерью и своей тетушкой, а также с тремя детьми, Ариадной, Юлианом и Мариной). Здесь он провел последние годы своей жизни — с 1912 по 1915-й. Здесь и закончил свой недолгий жизненный путь 14 (27) апреля 1915 года.

И вот наступил торжественный день открытия — 17 июля 1922 года, к которому была подготовлена также первая выставка. Именно эта дата — дата открытия Музея для посетителей — считается началом отсчета истории Музея.

Первый шаг к созданию будущей мемориальной квартиры Скрябина сделал А.А. Грушка, взявший расходы по ее содержанию на себя. В том, что квартира избежала подселения, свою историческую роль сыграла инициатива А.В. Луначарского, в то время возглавлявшего Наркомпрос. 20 августа 1918 года вдове композитора была выдана «Охранная грамота» — документ, обеспечивающий неприкосновенность обстановки квартиры. Тем не менее, будущий музей переводили из одного ведомства в другое, отобрали мебель, принадлежавшую тетушке композитора Л.А. Скрябиной, была попытка подселения.

Весь период, предшествовавший официальному открытию Музея, его заведующей числилась Татьяна Федоровна Шлёцер. Она же должна была возглавить его, но не дожила до этого события. Незадолго до своей кончины она успела составить подробную опись всех предметов в главных комнатах квартиры.

После кончины Т.Ф. Шлёцер заведующим мемориальным Музеем был назначен Сергей Иванович Каштанов. Он вселился «по уплотнению» в одну из комнат первого этажа, добровольно и бескорыстно взял на себя заботу об охране скрябинского имущества и поддерживал семью умершего композитора. Начавшийся в 1930-е годы идеологический «прессинг» усложнял творческую деятельность музеев. Кроме этого, на рубеже 1930 – 40-х годов за короткий период в нем сменились три директора. С 1 сентября 1941 года музей возглавила Татьяна Григорьевна Шаборкина (1906 – 1986).

В годы войны музей находился на полуконсервации. Почти все экспонаты были вывезены, шел долгий нескончаемый ремонт. Посетителей-экскурсантов музей не принимал, но в нем не прекращалась творческая жизнь: здесь регулярно давали концерты В. Софроницкий, Г. Нейгауз, С. Фейнберг, Л. Зюзин; читал лекции литературовед, этнограф, священник С.Н. Дурылин; Мария Александровна Скрябина, дочь композитора от первого брака, в 1941 – 1957 годах научный сотрудник музея, увлеченная идеями теософии и антропософии, организовала здесь занятия эвритмией и декламацией, а в конце 1940-х годов увлекалась идеей «световой симфонии».

Работала Мария Александровна в содружестве с инженером Евгением Александровичем Мурзиным. В 1957 году Е.А. Мурзин запатентовал фотоэлектронный синтезатор, который он назвал АНС (А.Н. Скрябин). АНС вызвал огромный интерес у музыкантов. Вокруг него начала формироваться студия электронной музыки. Здесь работали молодые композиторы, в будущем музыканты с мировым именем: Э. Артемьев, А. Волконский, С. Крейчи, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Немтин, Ш. Калош, В. Мартынов.

Официально Московская Экспериментальная Студия электронной музыки открылась в 1966 году. Для этой цели освободили первый этаж коммунальной квартиры, а со временем в Студии был создан «Сферический Скрябинский зал» для проведения цвето-музыкальных сеансов. Но с кончиной Е.А. Мурзина в 1970 году деятельность Студии стала постепенно угасать и к концу десятилетия она прекратила свое существование. Помещение было передано в распоряжение Музея А.Н. Скрябина и в бывшей Студии на первом этаже открылся концертно-выставочный зал.

В 1980 году Т.Г. Шаборкина и коллектив ее сотрудников сумели добиться отделения Музея от Музея истории и религии Москвы, частью которого с 1962 года он являлся. В этом статусе Дом работал уже при новом директоре Тамаре Викторовне Рыбаковой, возглавлявшей Музей в 1984 – 2010 годах.

В эти годы началась работа по восстановлению исполнительских записей А.Н. Скрябина и В.В. Софроницкого, а также активная издательская деятельность Дома Скрябина. Была учреждена Стипендия А.Н. Скрябина для молодых талантливых исполнителей.

С 2010 года музеем руководит заслуженный работник культуры Александр Иванович Лазарев.

В настоящее время Мемориальный музей А.Н. Скрябина является научно-исследовательским и научно-просветительским центром, организует Международные научные конференции и разножанровые выставки — просветительские, архивные, рекламные — в том числе и выездные. В Музее А.Н. Скрябина проводятся образовательные и воспитательные программы для детей, ежегодно проходит конкурсное прослушивание на стипендию имени А.Н. Скрябина. Нашим гостям предоставляется возможность посетить тематические экскурсии, лекции, концерты, видео-музыкальные проекты, творческие встречи с известными музыкантами, деятелями театрального искусства, художниками, писателями. Ежегодно Музей участвует в общегородских программах.