Искусство и наука о Скрябине

История музыкального эксперимента одного из старейших музеев Москвы берет начало в новаторских замыслах своего героя – Александра Николаевича Скрябина. Первым революционным сочинением в мировой культуре стал «Прометей. Поэма Огня» для большого симфонического оркестра, рояля, органа и хора. В партитуру этого сочинения композитор впервые в истории музыки ввел партию света с помощью световой строчки Luce.

Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке А.Н. Скрябина его другом, инженером А.Э. Мозером. Из экспозиции мемориального музея

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». И именно «провидец»— наиболее точный эпитет в отношении Скрябина в истории культуры. В какую бы область музыкального искусства он не углублялся, — он становился новатором. Он опередил не только свое время, но и предвосхитил развитие современного искусства, его свето- и цветомузыка стала предшественницей современных мультимедийных шоу, а его идея с объединением человечества воплощается сегодня повсеместно – в интернете, в социальных сетях и в мобильной связи.

Титульный лист партитуры «Поэмы огня» работы знаменитого бельгийского художника Жана Дельвиля. Из фондов мемориального музея

Между тем, пожалуй, самым грандиозным замыслом композитора осталась идея создания «Мистерии». Она, по эскизам Скрябина, должна была свершиться единственный раз в воздвигнутом специально для нее большом храме в Индии, и сочетать в себе все виды искусств и даже запахи. Весь мир должен был стать участником грандиозного представления, достигнуть творческого экстаза, дематериализоваться, перестать существовать и возродиться в новом духовном качестве. Со временем композитор, очевидно, начал осознавать невозможность реализации своего грандиозного замысла. После его кончины линию эксперимента продолжила дочь композитора Мария Александровна Скрябина.  

Страница из партитуры «Предварительного действа». Из фондов мемориального музея

Мария Скрябина была научным сотрудником музея в 1941 – 1957 годах. Увлеченная идеями теософии и антропософии, она организовала здесь занятия эвритмией и декламацией, а в конце 1940-х годов увлекалась идеей «световой симфонии». В этот период Мария Александровна активно сотрудничала с инженером Евгением Александровичем Мурзиным, который развил идеи композитора.

Мария Александровна Скрябина и ее светомузыкальная сфера. Из фондов мемориального музея

В 1957 году Е.А. Мурзин запатентовал первый в мировой истории фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, который переводил изображение в звук. Машина получила название «АНС» - по первым буквам инициалов великого композитора. 

Е.А. Мурзин и его изобретение. Конец 1950-х гг.

 

«АНС» вызвал огромный интерес у мировой общественности и музыкантов. Вокруг него начала формироваться студия электронной музыки. Здесь работали молодые композиторы, ставшие затем музыкантами с мировым именем: Э. Артемьев, А. Волконский, С. Крейчи, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Немтин, Ш. Калош и В. Мартынов. 

content-gallerycontent-gallerycontent-gallerycontent-gallerycontent-gallerycontent-gallerycontent-gallerycontent-gallery

Московская Экспериментальная Студия электронной музыки открылась в 1966 году. Специально для ее работы расселили коммунальную квартиру, занимавшую в то время первый этаж в здании музея композитора. Со временем в Студии был создан «Сферический Скрябинский зал» для проведения цветомузыкальных экспериментов. После смерти Е.А. Мурзина в 1970 году деятельность Студии стала постепенно угасать к концу десятилетия. Однако история эксперимента, новых технологий и науки о Скрябине на этом не завершилась.

Пластинка с записями участников студии 

В 2010 году по инициативе директора Музея Скрябина — Александра Лазарева, был сформирован молодежный совет, из резерва  которого в 2013 году был создан отдел специальных проектов. Одним из самых ярких проектов отдела с 2013 по 2016 годы стала медиа-лаборатория Scriabin Lab. 

Фестиваль ScriabinFest в Парке Горького, 2013 год. Из фондов мемориального музея

Главной целью лаборатории стал поиск инновационных технологий для реализации творческих замыслов А.Н. Скрябина, визуализации его музыки и философских идей, объединения  различных видов искусств,  создания светомузыкальных экспериментов, инсталляций и перформансов на площадках музея и города. Об успешности этого проекта говорит тот факт, что аудитория мероприятий Scriabin Lab за три года составила больше 40 000 человек.

Церемония открытия «Дома Скрябина» в 2013 году. Андрей Коробейников играет в сопровождении визуализации. Из фондов мемориального музея

В 2016 году отдел специальных проектов, отдел по концертно-просветительской работе и отдел по продвижению музейного продукта объединились в отдел творческих проектов. Главной задачей отдела стало формирование нового имиджа музея в городском пространстве, представление музея активным, современным, развивающимся культурным центром. Отдел обратился к наследию Скрябина и архивным фондовым материалам музея. Бережное отношение к истории и использование инновационных технологий позволили музею не только проводить реализовывать интересные проекты в рамках собственной площадки, но и выйти за пределы своих стен в пространство города и активно формировать новую городскую среду.

Выставочный проект «Графические партитуры современных композиторов», 2016 год. Из фондов мемориального музея

Популяризация наследия А.Н. Скрябина, реализация его экспериментальных идей композитора современными медиа-художниками и композиторами, а также представление самых ярких проектов музея на крупных фестивалях, площадках культурных центров, парков, музеев и пешеходных формируют новый взгляд на русскую музыкальную культуру и привлекают новых посетителей в старейший музей города.

Творческий вечер Эдуарда Артемьева, 2017 год. Из фондов мемориального музея

Богатая история и большой опыт музея в сохранении, развитии традиций и воплощении идей композитора делают музей одним из ярчайших пространств Москвы и мирового музейного сообщества. 

Общегородская акция «Ночь в музее». Внутренний двор музея. 2018 год. Из фондов мемориального музея